Авторизоваться через :
Афиша
 
 
 
 
 

«Канкан»: Добро пожаловать в "Мулен Руж".


«Канкан»: Добро пожаловать в "Мулен Руж".
21.02.2013 14:36
В переводе с французского cancan означает "шум, гам". И действительно, энергичный танец поражает своей активностью, подвижностью и громкостью. Другое значение слова cancan - "скандал". И с этим также сложно поспорить. Танец долгое время считался непристойным, и в 19 веке вызвал столь же бурную реакцию, какую в 20-ом породил рок-н-ролл.

Существует несколько версий возникновения нового танцевального направления. Самой популярной является та, согласно которой изобретательницей канкана считается молодая танцовщица легкого поведения Селест Могадо. Согласно легенде, однажды она с подружками отдыхала на вечеринке, где девушки продемонстрировали фривольный танец с поднятием юбок. Когда красавиц забрали в полицейский участок, Селест стала уверять служителей порядка, что все произошедшее ни что иное, как глупое недоразумение, а на самом деле они исполняли кадриль.

Госпожа Могадо ловко выкрутилась из опасной ситуации. Все дело в том, что канкан действительно долгое время считали усовершенствованной формой кадрили. Когда он был выделен как самостоятельный танец, стали говорить о том, что его потомками явились два танцевальных стиля: кадриль (та самая, которая подарила канкану зажигательные движения последней части танца) и галоп (от него канкан забрал себе двухдольный метр и быстрый темп исполнения).

Описываемые события происходили в 30-е годы XIX века в Париже. Практически с самого начала канкан был негласно запрещен из-за осуждения церкви. Слишком уж развратными показались ей полураздевания танцовщиц. Поэтому в те годы танцевали его, в основном, куртизанки или же бедные девушки на публичных балах в рабочих кварталах. Высшие слои общества узнают о нем только когда будет снят запрет. Вместе с отменой танцевального табу и движения в танце станут куда более приличными.

Сначала канкан исполняли одиночные девушки-танцовщицы, чуть позже к ним присоединились мужчины, и танец стал исполняться в парах. Но это во Франции. А в Англии, когда новый французский стиль дошел и до них, канкан видоизменили и превратили в чопорное действие. Его исполнял ансамбль, выстроенный в линию и четко повторяющий заученные движения.

На большую сцену французский танец попал в 1858 году вместе с постановкой Оффенбаха "Орфей в аду" ( кстати, именно его музыка до сих пор считается классической и самой известной для исполнения канкана ). Постановка наделала много шума. Публика посчитала подобное прочтение древнегреческого мифа об Орфее возмутительным. А танец канкан, исполняемый в завершении действия, стал кульминацией всеобщего негодования. Тем не менее, недовольство быстро стихло, и оперетту исполнили еще целых 228 раз, прежде чем театр ушел на отдых.

Настоящий прорыв наступил в 1889 году, когда Жозефом Олле было основано легендарное кабаре "Мулен Руж". В программу представления с самого начала входил канкан, и многие посетители приходили по вечерам только для того, чтобы посмотреть на зажигательный 8-минутный танец. Танцовщицы, вдохновленные успехом, придумывали все новые и новые элементы, совершенствуя выступление. Именно здесь сформировался непристойный образ танца. Большую роль в этом сыграли сами девушки, исполняющие его. Прежде всего, стоит упомянуть два имени - Ла Гулю и Жанна Авриль. Эти французские красавицы в то время являлись самыми высокооплачиваемыми танцовщицами во Франции и, конечно же, главными фигурами в "Мулен Руж".

В конце XIX века канкан пополнился знаменитыми трюками с поднятием юбок. Это стало возможным благодаря появлению красивого белья и чулок, которые не стыдно было показать достопочтенной публике. Эффектные шпагаты и энергичные махи ногами привнес в танец знаменитый парижский акробат Шарль Мазурье.

Постановка тех времен стала похожа на современную, знакомую нам, в 1928 году, когда французский хореограф Пьер Сандрини представил миру новый канкан. Он объединил парижский сольный вариант танца с английским ансамблевым. Дополнением программы также стали визги и смех танцовщиц, которые утвердили историческое "шумное" происхождение названия танцевального направления.

Очень скоро канкан вышел далеко за рамки обычного танца. В 1919 году он был признан в балетной культуре. Наш соотечественник хореограф Леонид Мясин включил его в балет "Волшебная лавка". Это было дерзким нововведением, но, как можно догадаться, сразу же возымело успех у публики. Чуть позже балетмейстер и хореограф Леонид Лавровский вывел канкан на лед, создав соответствующую фигурную программу.

Энергичные движения танцовщиц, яркие улыбки на лицах создают впечатление, что танец дается артистам легко и просто. Но это заблуждение. Для исполнения требуется серьезная физическая подготовка и идеальная растяжка. Это подвижный танец, где необходима выносливость и подготовленная дыхательная система.
Основными элементами танца канкан являются махи руками и ногами, прыжки вниз головой, "колесо", шпагат.

Особое внимание уделяется костюмам танцоров. Канкан исполняют как женщины, так и мужчины, но все-таки первые в этом стиле танца преобладают. Именно их костюмы обычно и привлекают внимание. Они состоят из длинных юбок с разрезом, корсета на шнуровке, чулок, забавного нижнего белья (как правило, это смешные панталоны) и туфель. Туфли для девушек производятся на заказ. К подошве обувной пары приклеивается тонкий слой каучука (для предотвращения скольжения), а каблук делают толстым и специально скошенным (чтобы в них было удобно садиться на шпагат). Вес самих костюмов порой достигает десяти килограммов и танцевать с такой ношей на плечах довольно непросто.

Существует три главных правила постановки канкана:
1. узнаваемая музыка, способная зажечь публику
Как правило, это канкан Оффенбаха или же любая другая мелодия с музыкальным размером 2/4.
2. хорошие костюмы
3. дамское белье
Оно должно вызывать улыбку, поэтому возможны даже самые нелепые варианты.

Где бы вы ни услышали про канкан, он всегда ассоциируется с шумным представлением, хорошим настроением, смехом, радостью и, конечно, красивыми женщинами. Многие приезжают в Париж специально, чтобы посетить легендарный "Мулен Руж", где удивительное сочетание музыки и танца сливается в безупречные номера. И без канкана это место уже вряд ли кто-то может себе представить.


Текст: Дарья Криницина
(с) Арт-проект "ТАНЦУЙ"
Читайте также:
 
 

Наши партнеры