Авторизоваться через :
Афиша
 
 
 
 
 

Якобсон Леонид Вениаминович.


Якобсон Леонид Вениаминович.
30.01.2013 14:22
Полное имя: Леонид Вениаминович Якобсон
Годы жизни: 15 января 1904 - 17 октября 1975
Место рождения: Санкт-Петербург
Место смерти: Москва
Факты из жизни:
- Леонид Вениаминович ставил номера для таких выдающихся артистов балета как Михаил Барышников, Майя Плисецкая и Рудольф Нуреев.
- Российский хореограф, заслуженный деятель искусств Борис Эйфман считает Леонида Якобсона своим учителем.
- Якобсон является автором книги "Письма к Новерру", где он изложил свои творческие идеи в форме писем к великому путешественнику.

Буквально с самого рождения Леонида Якобсона все окружающие его люди не сомневались в том, что этот человек станет выдающимся деятелем искусства. Из занятий, увлекавших его, он с ранних лет выбрал балет, которому верно служил до самой своей смерти.

Пробовать себя в роли хореографа-постановщика Якобсон начал, будучи студентом Ленинградского хореографического училища. Творческая атмосфера, царившая в учебном заведении, способствовала развитию собственного стиля и вкуса. Уже тогда стало понятно, что он пойдет по иному пути, наперекор многим сложившимся принципам не только в балете, но и в жизни. На тот момент он критически относился к классическим постановкам и пытался искать более современные способы танцевального выражения, новые формы пластики. Именно в стенах хореографического училища он создал свои первые номера на музыку Шопена и Грига.

Долгое время, несмотря на, казалось бы, выдающиеся успехи, его не брали в труппу, боясь слишком ярких форм выражения, которых придерживался Якобсон. Для него были тесны рамки, выстроенные представлениями о классическом балете. Семь лет он был обычным танцовщиком, вынашивая в голове идеи, которые начал осуществлять уже став балетмейстером Театра Оперы и Балета им. Кирова в 1942 году.

На счету у Якобсона несколько веховых постановок в истории русского балета. Его первой значимой работой стал спектакль "Шурале" (1950) по мотивам одноименной поэмы Габдуллы Тукая, основанной на татарском фольклоре. Спустя 21 год после премьеры, незадолго до смерти балетмейстера, показ "Шурале" был возобновлен с некоторыми дополнениями.

Немало шуму наделала постановка "Спартак", которую зрители увидели в 1956 году. Это был балет на основе "свободной пластики", настолько свободной, что многими зрителями он остался не понятым, а критики не упустили возможности написать ехидные отзывы. На сцене Якобсон постарался в полной мере воссоздать дух античности. Вместо пуант на ногах его танцоров были сандалии, в качестве одежды - туники. Лишь немногие поняли задумку автора, но те, кто понял, назвали творение попыткой представить публике новый танцевальный язык.

Вслед за "Спартаком", принесшим хоть и неоднозначный, но успех, последовали постановки "Двенадцать", "Страна чудес" и "Клоп", которые были исключены из репертуара из-за образов Маяковского и Блока, представленных в них.

Настоящим же событием в театральной жизни стали "Хореографические миниатюры" Якобсона, которые многие считают самой показательной работой мастера. Во-первых, вместе с ними пришло окончательное понимание того, что жанр миниатюры является ведущим в творчестве Леонида Вениаминовича. Во-вторых, позже на основе спектакля была создана труппа с одноименным названием, которая с годами трансформировалась в первый в России театр балета, существующий отдельно от оперной труппы. Сейчас это Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета имени Леонида Якобсона, расположенный по адресу ул. Маяковского, 15.

Жизнь выдающегося хореографа сложилась таким образом, что однажды ему пришлось уехать из своего любимого города на Неве. За время отсутствия в Петербурге он успел поработать в Свердловске (из-за того, что труппа в городе была слабой, ему не удалось осуществить многие свои хореографические идеи), в Ашхабаде (там он поставил серию концертных номеров), в Казани (Якобсона отправили туда "поднимать" балет Татарской Республики), и наконец, в Москве.

Когда у Леонида Вениаминовича обнаружили рак, он буквально не желал признавать, что ему осталось не так много времени жить на земле. Слишком много осталось нереализованных планов и убранных в дальний угол идей.

Его творческий путь никак нельзя назвать простым. Он застал нелегкое время, когда власть диктовала законы искусства, поэтому немало спектаклей великого маэстро было запрещено к постановке по самым различным причинам. Кому-то казалось, что одежда на его танцорах выглядит слишком вызывающе, кто-то считал, что пластика слишком откровенна, другие же вообще находили сами идеи постановок неприемлемыми. Якобсон проходил все эти творческие лишения стойко, будто надеясь, что настанет момент, когда он сможет сам диктовать условия и ставить рамки. Болезнь не оставила ему на это шансов. Он скончался в Москве, в Кремлевской больнице, но попросил похоронить его в родном городе Ленинграде, где и по сей день, его последователи стараются воплотить в жизнь те идеи, которые когда-то не успел воплотить он.

Текст: Дарья Криницина

(с)Арт-проект "Танцуй"

Читайте также:
 
 

Наши партнеры